Войти / Зарегистрироваться

Количество крупных компаний, уделяющих повышенное внимание вопросам устойчивого развития, в мире растет

с 02 ноя 2020
Госкорпорация «Росатом» присоединилась к Глобальному договору Организации Объединенных Наций (UN Global Compact) – крупнейшей международной инициативе ООН для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Данная инициатива объединяет на сегодняшний день свыше 13 тысяч компаний-участников из более чем 160 стран.

Михаил Юлкин, генеральный директор Центра экологических инвестиций:

По моим наблюдениям, количество крупных компаний, которые уделяют повышенное внимание вопросам устойчивости, устойчивого развития и готовят соответствующую отчётность, во всем мире неуклонно растёт. Причём акцент в последнее время сместился больше в сторону устойчивости. И это, на мой взгляд, неслучайно. Устойчивое развитие явно или неявно подразумевает будущее, а устойчивость - это именно "здесь и сейчас". Критерии устойчивости обозначаются обычно тремя буквами: E - environmental, S - social и G - governance. Т.е. компания считается устойчивой, если в своей деятельности она успешно сочетает экономические успехи с заботой об окружающей среде (через учет и минимизацию своего экологического и климатического следа), об интересах своих работников, потребителей, а также местных жителей и сообществ по месту размещения своих объектов, и включает все эти факторы в свою корпоративную стратегию и в процедуры принятия корпоративных решений на всех уровнях управления - от самого верхнего до самого нижнего. Показатели, применяемые для описания этих сторон деятельности компании, часто бывают более информативными и говорят о компании, ее шансах и перспективах на рынке больше, чем данные годовой финансовой отчетности (прибыль, рентабельности, т.д.). Замечено также, что компании, у которых лучше обстоят дела с показателями ESG, более экономически успешны в долгосрочном плане, а их ценные бумаги торгуются с премией к средней цене по сектору. То есть быть устойчивой компанией, брать на себя экологическую и социальную ответственность выгодно. Это работает на имидж и репутацию компании, усиливает ее привлекательность в глазах инвесторов, кредиторов, потребителей и тем самым способствует укреплению позиций компании на рынке.

В этом контексте следует рассматривать и присоединение Росатома к Глобальному договору ООН. Это не просто дань моде и не просто красивый жест. Это ответственный шаг, основанный на понимании того, что одних только финансовых показателей недостаточно, что стэйкхолдеров интересует нечто большее, именно то, что сегодня вкладывается в понятие "устойчивость". Глобальный договор ООН – это как раз тот инструмент, который позволяет компаниям встроиться в мэйнстрим по части ESG, руководствуясь международными требованиями и стандартами.

"БЫТЬ УСТОЙЧИВОЙ КОМПАНИЕЙ, БРАТЬ НА СЕБЯ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫГОДНО"

Присоединение к договору ООН для Росатома – это признак зрелости компании, знак того, что компания готова работать и развиваться, соотнося свои планы и результаты с глобальными целями устойчивого развития, и с учетом интересов всех заинтересованных сторон, включая будущие поколения. Это важно, когда глобальные цели и ценности становятся внутренним ориентиром для компании.

Выходя на мировой финансовый рынок, необходимо соответствовать тем критериям, которые на этом рынке действуют. То же касается и товарных рынков. Покупатели становится все более разборчивыми и хотят иметь дело с устойчивыми компаниями, которые завтра с рынка не исчезнут. То есть они хотят иметь дело с серьезными, солидными, надёжными партнёрами. И для этого тоже подходят критерии ESG. Если компания хорошо позиционирована в том регионе, где она работает, в социуме и у неё много связей с населением, администрацией, она поддерживает какие-то программы социального обеспечения, работу с молодёжью, с детскими и подростковыми группами, заботится о состоянии окружающей среды, то создается ощущение, что с этой стороны у компании рисков нет, у неё всё хорошо и с ней можно иметь дело. И совсем другое дело, если под компанией что называется земля горит, если народ выходит на улицы с протестами и требует закрытия производства. Выстраивание отношений корпорации, да и вообще любой компании, с местными сообществами, администрациями, зелёными, демонстрация своего ответственного отношения к населению и окружающей среде создают дополнительную гарантию, что компания является надёжным поставщиком, надёжным заемщиком и потенциально представляет собой интересный, перспективный объект размещения денег для инвесторов.

Необходимо разделять глобальные цели, принятые на уровне ООН, и то устойчивое развитие, которое имеет значение для каждого отдельно взятого гражданина через обеспечение гармонии трёх компонентов: экономики, окружающей среды и человека, то есть когда находится способ достичь экономического роста и роста производства в гармонии и с природой, и с человеком. И уже потом речь идёт про занятость, образование, промышленный и профессиональный рост, рост доходов, право на благоприятную окружающую среду, про климат, наконец, – это все детали. Прежде всего, важно единство компании с природой и человеком, когда компания развивается не за счет деградации природы и не за счет угнетения человека, а в гармонии с ними. Когда развитие компании одновременно является основой для развития человека, который с этой компанией или в этой компании работает, когда это развитие не ухудшает состояние окружающей среды ни в локальном плане (через выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов), ни глобально, с точки зрения углеродного следа и влияния на климат. Вот это и есть устойчивое развитие.

Стереотип о том, что цели устойчивого развития нужны только бедным странам, а в развитых и так всё хорошо, не соответствует действительности. В развитых странах обычно более придирчивое население и более жёсткое законодательство, которое предписывает одно и запрещает другое, и оно явно требовательнее, чем в развивающихся странах. Развивающиеся страны прежде всего отличаются от развитых стоимостью жизни. Поэтому в развивающихся странах нужны какие-то более действенные стимулы, чтобы компании озаботились вопросами окружающей среды, правами человека и соблюдением техники безопасности, поскольку жизнь в этих странах стоит дёшево. Сейчас мы можем наблюдать, как не очень осторожные телодвижения администрации США разрушают этот стереотип. Ведь они пытаются снизить экологические требования к нефтяным и угольным компаниям, вообще к тем компаниям, которые эксплуатируют природные ресурсы. Часто это вызывает у населения протест. Казалось бы, администрация высокоразвитой Америки на деле усугубляет экологические проблему, а не решает их. Причем дурной пример, как известно, заразителен. И вот уже в Казахстане начали пересматривать экологические требования в сторону смягчения на том основании, что, раз это делают богатые США, то не такому богатому Казахстану тем более не стоит быть святее Папы Римского, а снижать ограничения, что экономику развивать. В итоге на первый план выходят сугубо материальные соображения, деньги, а экологические и социальные соображения отходит на второй и третий планы. Беда в том, что так это не работает. Потому что когда происходит тотальная деградация окружающей среды, то потом уже поздно что-либо делать. Лучше, когда компании изначально заявляют о своей приверженность критериям ESG и соблюдает их, и когда правительство не искушает бизнес снижением экологических требований, а само ориентируется на долгосрочные цели устойчивого развития и ведет себя ответственно. Отступление от этого правила обычно плохо заканчивается для всех. В том числе для бизнеса, который, получая относительный выигрыш на коротком интервале времени, в конечном счете, рискует потерять все и, прежде всего, шанс на устойчивое, поступательное развитие в будущем.


Регистрация

*Обязательные поля

Уже есть аккаунт? Авторизируйтесь



Скачайте мобильное приложение «Битрикс24»

Перейти в браузере

Регистрация

Ваша заявка принята!

Мы уведомим вас о результатах рассмотрения вашей заявки по адресу электронной почты, указанной вами.

Регистрация

Произошла ошибка

Пожалуйста, пройдите процесс регистрации заново.

Ошибка отправки!

Приносим свои извинения. Пожалуйста, попробуйте отправить Вашу заявку позже.