Компьютерный симулятор

Что такое «Компьютерный симулятор»?

Компьютерные  симуляторы  являются  современной  образовательной  технологией. В основе имитационной системы, лежит модель деятельности, а также набор задач, разработанных на базе аналитики ситуации в сфере деятельности. В ходе прохождения игры участники принимают решения и анализируют результаты собственных действий, осваивая   практически-значимые   компетенции.   Реалистичность,   динамичность   и азарт  игровой  ситуации  обеспечивают  эффективную  передачу  представлений  об имитируемой сфере деятельности и обеспечивают наилучшие условия для тренировки и освоения ключевых базовых и управленческих компетенций. Компьютерный симулятор, обеспечивает освоение и тренировку коммуникативных, аналитических и информационных компетенций участника игры.

Как устроено образовательное мероприятие?

На   принципиальном   уровне,   мероприятие   с   использованием   компьютерного симулятора представляет собой процесс прохождения участником игры различных игровых   ситуаций.   В   математическую   модель   симулятора   заложены   проблемы отрасли, решая которые, игрок осваивает различные компетенции. Математическая модель обеспечивает демонстрацию эффектов от принятых игроками решений. По окончанию  игры  проходит  анализ  достигнутых  игровых  результатов,  разбираются действия игроков, фиксируются достигнутые образовательные результаты.

Симулятор предусматривает как индивидуальный, так и командный игровой процесс.  Игроки  работают  в  группах,  распределяют  функции  внутри  команды,  определяют зоны  ответственности  каждого  из  участников.  Перечень  функциональных  позиций определяется внутри самой группы. Командная форма организации работ способствует освоению  навыков  работы  в  команде,  навыков  делегирования  ответственности  и полномочий, и т.д.

Образовательные результаты

Игровая  сессия  «Инновационная  политика  и  R&D  ГК  «Росатом»»  подразумевает получение следующих образовательных результатов:

  • Трансляция  представлений  о  стратегических  ориентирах  и  изменениях  в  области проводимой R&D политики Госкорпорации «Росатом»:

    • Новые   возможности   для   кооперации   и   взаимодействия   при   реализации инновационных и инвестиционных проектов  (внутриотраслевое взаимодействие НИИ, кооперация   с корпорациями,             международное  сотрудничество, взаимодействие с другими партнерами (консорциум вузов, РАН и др.)).

    • Новый  облик  НИИ  в  R&D  блоке  (новые  принципы  работы,  новая  структура доходов и расходов, новые типы проектов (например: start-up)).

    • Реализация Инновационной программы развития ГК «Росатома» (приоритетные отраслевые проекты).

  • Тренировка  навыков  коммуникации  и  соорганизации  усилий  в  рамках  ключевых позиций, задействованных в процессе реализации инновационного проекта.

  • Освоение и тренировка навыков личной эффективности в  рамках имитируемых задач симулятора (аналитика, планирование, публичные выступления, умение действовать в ситуации неопределенности и дефицита ресурсов).

Игровая сессия  «Инновационная  политика  и R&D ГК «Росатом»»

Технология проведения сессии на базе симулятора включает в себя последовательное прохождение участниками ряда этапов:

  • Освоение игровой роли (знакомство с игровыми интерфейсами, спецификой, проблематикой и инструментами игровой роли).

  • Реализация инновационной программы развития атомной отрасли (принятие решений, направленных на преодоление проблемных ситуаций связанных с реализацией стратегии развития атомной отрасли).

  • Анализ результатов игры (подведение итогов игрового мероприятия и групповая рефлексия касательно прошедших событий).

Этапы   прохождения   игры   разделяются   на   игровые   периоды.   Игровая   сессия «Инновационная политика и R&D ГК «Росатом»» проводится в течение одного-двух дней. За это время участники игры отыгрывают 6 игровых периодов (лет), в ходе которых им необходимо реализовать инновационную программу развития атомной отрасли.

На этапе освоения игровой роли, команды осваивают интерфейсы, правила игры, производят анализ игровой отчетности, распределяют функции внутри команды. По результатам данного этапа группа подготавливает презентацию, которая включает в себя освещение следующих аспектов:

  • Анализ текущей ситуации в отрасли.

  • Назначение и функции команды в ролевой модели.

  • Анализ текущей ситуации в роли (проблемы, затруднения).

  • План работ на ближайшие несколько лет (игровых периодов).

После  прохождения  этапа  освоения  игровой  роли,  участники  переходят  к  этапу реализации   инновационной   программы   развития   атомной   отрасли.   Игрокам необходимо обсудить между собой проблемы отрасли и договориться о способах решения этих проблем. Одновременно с этим, игрокам необходимо принимать ряд операционных решений для стабильного функционирования их предприятий. Например, подписание договоров между предприятиями по реализации задач в проектах, закупка специализированного оборудования, найм персонала и т.д. В процессе реализации стратегии игрокам необходимо делать промежуточные презентации о своей тактике и планах на будущее.

На  этапе  анализа  результатов  игры,  каждая  команда  подготавливает  финальную презентацию для заключительного этапа, которая включает в себя:

  • Разбор ситуации, в которой оказалась команда по итогам игр.

  • Анализ решений, посредством которых достигнут данный результат.

По итогам заключительного этапа осуществляются публичные выступления участников и организаторов игровой сессии. Во время своих выступлений, команды презентуют достигнутые  на  игре  результаты,  отвечают  на  вопросы  организаторов  и  других участников мероприятия. После окончания выступлений команд, организаторы игры подводят итоги игровой сессии.