Войти / Зарегистрироваться
Основной целью повышения эффективности процесса обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. полученных по государственным контрактам в рамках исполнения ФЦП, является повышения совокупной доказательной силы охранных документов и увеличение количества ключевых ноу-хау в единице научно-технической продукции.
Развернуть Свернуть
Часто задаваемые вопросы по проведению инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД) гражданского назначения, проводимой во исполнение распоряжения Госкорпорации «Росатом» от 23.05.2019 № 1-1/371-Р 

Вопрос

У организации отсутствуют специалисты способные проводить инвентаризацию прав на РИД.

Просим организовать и провести обучение?

Для проведения инвентаризации прав на РИД гражданского назначения рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами (далее — НПА), указанными в пункте 5 Рекомендаций по проведению инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" с целью последующего введения их в экономический оборот (далее — Рекомендации), а также Рекомендациями, разработанными в качестве методической поддержки проведения инвентаризации.

При возникновении вопросов просим обращаться к работникам Госкорпорации "Росатом" направив вопрос на электронные адреса:

 — AViMelnik@rosatom.ru,

 — AVSemenov@rosatom.ru.


Вопрос

У организации отсутствует патентовед или специалист, который бы смог подготовить заявочные материалы, осуществить проведение патентных исследований, оценку стоимости РИД и т. д. Выполнение данных услуг придется заказывать у специализированных организаций. Данные услуги дорогие, в бюджете не заложены денежные средства на это. Будет ли оказана какая-то помощь?

Рекомендуется:

- при проведении патентных исследований руководствоваться ГОСТ Р 15.011–96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения", приказом Госкорпорации "Росатом" от 26.08.2016 № 1/ 786-П "Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по проведению патентных исследований";

- при подготовке заявочных материалов руководствоваться административными регламентами предоставления государственной услуги Федеральной службы по интеллектуальной собственности (регламенты размещены на интернет сайте Роспатента в сети Интернет), приказом Госкорпорации "Росатом" от  23.12.2016 № 1/ 1307-П ;

- при работе по оценке стоимости РИД руководствоваться приказами Минфина России, утверждающие ПБУ 17/02, 14/2007 и др.

Можно также рассмотреть вопрос о привлечении патентного поверенного.

При возникновении вопросов просим обращаться к работникам Госкорпорации "Росатом" направив вопрос на электронные адреса:

 — AViMelnik@rosatom.ru,

 — AVSemenov@rosatom.ru.


Вопрос

В организацию не поступали приказы Госкорпорации "Росатом", указанные в перечне нормативных актов, рекомендуемых для руководства в проведении инвентаризации. Как быть?

Необходимо направить запрос с перечнем отсутствующих НПА на электронные адреса:

 — AViMelnik@rosatom.ru,

 — AVSemenov@rosatom.ru.


Вопрос

В связи с истечением сроков хранения значительная часть договорных документов, хранящихся в делопроизводстве за период 2008—2013 гг., уничтожена.

Где брать необходимую информацию?

В случае отсутствия договора инвентаризационной комиссии не представится возможным установить правообладателя выявленного РИД. При отсутствии отчетов и других документов, созданных в рамках исполнения договора, инвентаризационной комиссии не представится возможным выявить РИД, способный к правовой охране.

Поэтому согласно пункту 7.1. Рекомендаций руководителю инвентаризационной комиссии в рамках запроса службы делопроизводства организации необходимо установить факт уничтожения тех или иных документов.

При подтверждении факта уничтожения договорных документов инвентаризационной комиссией в ведомости № в-3 напротив номера договора в графе 7 "Правообладатель" делается отметка о том, что правообладателя невозможно установить в связи с уничтожением исходного договора, в графе 11 "Примечание" — невозможно выявить РИД в связи с уничтожением материалов по договору.

В случае выявления РИД, способного к правовой охране и невозможности определения правообладателя, о чем делается соответствующая отметка, данный РИД отражается в ведомости № в-3 с соответствующими пояснениями.


Вопрос

На инвентаризацию у нас отводится всего три месяца, в организации инвентаризацию в полном объеме провести очень проблематично, т. к. все технические специалисты загружены работой по исполнению договоров на НИОКР и отвлекать их от работы нецелесообразно. Можно ли увеличить срок проведения инвентаризации?

Увеличение срока проведения инвентаризации прав на РИД нецелесообразно.


Вопрос

Организация на территории Российской Федерации является своеобразным монополистом по производству продукта и РИД планируемых к введению в гражданский оборот на территории страны никому кроме данной организации неинтересны. Для чего проводить инвентаризацию?

В данном случае целью инвентаризация прав на РИД является формирования портфеля прав на РИД, применяемых или планируемых к применению в составе продукта/технологии, а также для использования льготы по налогу на прибыль организации, предусмотренную подпунктом 3.6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2017 № 166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" положения подпункта 3.6 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных с 01.01.2018 по 31.12.2019 включительно в ходе проведенной налогоплательщиком в этот период инвентаризации имущества и имущественных прав.


Вопрос

Учитывая цель проводимой инвентаризации, имеет ли смысл так подробно рассматривать созданные в  2008—2012 гг. и потерявшие актуальность в настоящее время РНТД?

При условиях, что РИД не применяется и не планируется к применению в составе продукта/технологии; тематика работ, в рамках которой создан РИД, не развивается (не имеется выход на продукт/технологию); отсутствует выгода от применения установленной законодательством Российской Федерации налоговой льготы, тогда инвентаризационной комиссии целесообразно принять рекомендации о досрочном прекращении действия патента, отмене режима коммерческой тайны в отношении секрета производства (ноу-хау ), а самой комиссии не осуществлять мероприятия по выявлению охраноспособных РИД из материалов государственных контрактов/договоров, производства ( ноу-хау ), а самой комиссии не осуществлять мероприятия по выявлению охраноспособных РИД из материалов государственных контрактов/договоров.


Вопрос

В информации поступающей в организацию указывается о необходимости проведения инвентаризация в период с 01.01.2018 по 01.10.2019 . В распоряжении Госкорпорации "Росатом" указан период с 01.01.2008 по 01.10.2019 .

Необходимо уточнить период создания РИД, подлежащих инвентаризации?

Согласно распоряжению Госкорпорации "Росатом" от 23.05.2019 № 1–1/ 371-Р инвентаризация прав на РИД гражданского назначения проводится по РИД, созданных в период с  01.01.2008 по 01.10.2019.


Вопрос

В организации (дивизионе):

— не проводились работы по государственным контрактам/договорам, а также инициативные работы в сфере НИОКР,

— отсутствуют РИД,

Надо ли образовывать инвентаризационную комиссию?

Госкорпорация "Росатом" рекомендует образовывать инвентаризационные комиссии.


Вопрос

Можно ли подготовить и разослать типовой распорядительный документ о создании комиссии и проведении инвентаризации?

Порядок, сроки проведения инвентаризации прав на РИД, а также персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации в установленном порядке.

Примерное содержание распорядительного документа по составу инвентаризационной комиссии и организации деятельности комиссии приведены в пункте 7.1. Рекомендаций, в которых также описаны мероприятия проводимые в процессе инвентаризации прав на РИД.

В разделе 2 "Общие правила проведения инвентаризации" и пункте 3.8 раздела 3 "Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств" Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 также указаны мероприятии проводимые при проведении инвентаризации прав на РИД.


Вопрос

Есть ли необходимость фиксировать второй этап инвентаризации, если да, то каким документом, что именно должно быть в этом документе? Возможно ли дать типовую структуру такого документа?

Необходимость отдельного фиксирования второго этапа инвентаризации прав на РИД, отсутствует.

Инвентаризация представляет собой единый процесс, внутренне разделенный на три этапа — подготовительный этап, непосредственно этап проведения инвентаризации (осуществление научно-технического , правового и экономического анализа результатов научно-технической деятельности, информация о которых зафиксирована на материальных (информационных) носителях), а также этапа оформления и представления результатов.


Вопрос

В Рекомендациях о проведении инвентаризации прав на РИД гражданского назначения и в письме Госкорпорации "Росатом" указано, что в рамках инвентаризации рассматриваются государственные контракты/договоры, заключенные с Госкорпорацией "Росатом" и Заказчиком на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также инициативные разработки.

Следует ли эту фразу читать как: "В рамках инвентаризации рассматриваются государственные контракты/договоры, заключенные с Госкорпорацией "Росатом" и другими государственными заказчиками (например, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, договоры на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также инициативные разработки»?

Что подразумевается под понятием "Заказчиком"?

Для целей проводимой инвентаризации прав на РИД, проводимой в соответствии с распоряжением Госкорпорации "Росатом", рассматриваются государственные контракты, заключенные с Госкорпорацией "Росатом", как государственным заказчиком.

В случае, когда исключительное право на РИД принадлежит организации, а сам РИД получен в рамках исполнения работ по государственному контракту, заключенному с иным государственным заказчиком (например, Минобрнауки России, Минпромторг России и др.), информация о данном РИД вносится только в ведомость № в-1 , а в графе 13 "Примечание" делается соответствующая запись.

Также для целей проводимой инвентаризации под заказчиком следует понимать, как Госкорпорацию "Росатом", так и организацию, которая заказывает НИОКР (иной государственный заказчик не подразумевается).


Вопрос

Согласно присланным Рекомендациям о проведении инвентаризации прав на РИД гражданского назначения необходимо привлекать внешних аудиторов. Данная положение обязательно для исполнения?

Какие организации можно пригласить?

Согласно НПА регулирующих повеление инвентаризации прав на РИД (Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденные проставлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7, Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденные распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от  22.05.2002 № 1272-р / Р-8 /149) в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций.

Решение о привлечении экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций принимается руководителем (либо уполномоченным лицом) организации на основании запроса руководителя инвентаризационной комиссии с обоснованием необходимости привлечения экспертов, а также аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций. Поэтому привлечение внешних аудиторов является правом организации, а не её обязанностью.

Реестр организаций, которые лицензированы на проведение инвентаризации прав на РИД отсутствует.


Вопрос

Инвентаризации подлежат РИД, созданные по государственным контрактам/договорам исключительно гражданского назначения, или все РИД, созданные в том числе в ходе выполнения работ по государственным контрактам по созданию продукции военного назначения?

Подлежат ли инвентаризации РИД двойного назначения?

Согласно распоряжению Госкорпорации "Росатом" от 23.05.2019 № 1–1/ 371-Р , инвентаризация прав на РИД проводится только в отношении РИД гражданского назначения. РИД военного, специального и двойного назначения, в рамках данной инвентаризации, рассмотрению не подлежат.


Вопрос

Правильно ли я понимаю, что мы должны просмотреть все отчеты о НИОКР и договоры на них с начала 2018 года, выявить РИД из них, если по договору (а скорее всего это так) права на РИД принадлежат Заказчику, то уведомляем их, если нам, то ставим на бухгалтерский учет у себя? И проверяем все договоры, не только ГОЗ?

В рамках инвентаризации прав на РИД инвентаризационной комиссией рассматриваются документы примерный перечень которых приведен в пункте 3.1.1. Типовых отраслевых методических рекомендаций по выявлению охраняемых и охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности из результатов научной и  научно-технической деятельности, утвержденные приказом Госкорпорации "Росатом" от 29.12.2012 № 1/ 1317-П (аналогичный список документов указан в абзаце 3 пункта 7.2 Рекомендаций) для целей выявления охраноспособных РИД.

Комиссией рассматриваются договоры, по условиям которых исключительное право на создаваемые РИД принадлежит организации.

Договоры, заключенные на выполнение государственного оборонного заказа в рамках данной инвентаризации прав на РИД, не рассматриваются.


Вопрос

Подлежат ли инвентаризации прав на РИД, выявленные в рамках научно-практических работ, финансируемых за счет собственных средств организации?

Подлежат, т. к. РИД получены за счет собственных средств организации (инициативные РИД).

Данные РИД отражаются в сводных ведомостях.

Для инициативных РИД, имеющих правовую охрану и не принятых к учету в составе нематериальных активов, заполняются в таблице "Сводная инвентаризационная ведомость ОИС" графы 1–3, 6–9, при необходимости 10.

Для инициативных РИД, выявленных в рамках проводимой инвентаризации прав на РИД в таблице "Сводная инвентаризационная ведомость ОИС" заполняются графы 1–3, 6–9 при необходимости 10.

В таблице "Сводная ведомость по итогам инвентаризации" в графе 5 вносятся сведения о выявленных РИД по итогам проведения инвентаризации прав на РИД, проводимой во исполнение распоряжения Госкорпорации "Росатом" от 23.05.2019 № 1–1/ 371-Р .

По инициативным РИД, выявленным в рамках инвентаризации прав на РИД, организация принимает решения для реализации льготы предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от  18.07.2017 № 166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".


Вопрос

Подлежат ли инвентаризации прав на РИД, выявленные в рамках НИОКР, финансируемые за счет собственных средств организации, выполненные силами подразделений организации?

Подлежат, т. к. РИД получены за счет собственных средств организации (инициативные РИД).

Данные РИД отражаются в сводных ведомостях.

Для инициативных РИД, имеющих правовую охрану и не принятых к учету в составе нематериальных активов, заполняются в таблице "Сводная инвентаризационная ведомость ОИС" графы 1–3, 6–9, при необходимости 10.

Для инициативных РИД, выявленных в рамках проводимой инвентаризации прав на РИД в таблице "Сводная инвентаризационная ведомость ОИС" заполняются графы 1–3, 6–9 при необходимости 10.

В таблице "Сводная ведомость по итогам инвентаризации" в графе 5 вносятся сведения о выявленных РИД по итогам проведения инвентаризации прав на РИД, проводимой во исполнение распоряжения Госкорпорации "Росатом" от 23.05.2019 № 1–1/ 371-Р .

По инициативным РИД, выявленным в рамках инвентаризации прав на РИД, организация принимает решения для реализации льготы предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от  18.07.2017 № 166-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".


Вопрос

Подлежат ли инвентаризации прав на РИД, выявленные в рамках инициативных НИОКР, финансируемых за счет средств организации, по которым организация является исполнителем или только заказчиком?

Подлежат, при условии, если исключительное право на РИД, по условиям договора, принадлежит организации. 


Вопрос

В организации в основном находятся отчеты о НИОКР, которые мы отдаем заказчикам, исполняя договора на НИОКР. Большая часть наших заказчиков в контуре Госкорпорации "Росатом". Такое же распоряжение Госкорпорации "Росатом" поступит и им. Они тоже будут проводить работы по одним и тем же отчетам. Т. е. много будет двойной работы. Возможно ли сократить объем работ? Начать рассматривать договора, в которых права на РИД остаются у нас и тогда выявлять РИД?

В рамках инвентаризации прав на РИД рассматриваются договоры, по условиям которых исключительное право на создаваемые РИД принадлежит организации.


Вопрос

Организацией в рамках исполнения договоров созданы объекты патентных прав (изобретения). Отдельно затраты на создание НМА в рамках договора не формировались, а учитывались при формировании себестоимости договора. В настоящий момент организация оплачивает государственную пошлину за поддержание некоторых из таких НМА, однако не использует и не предполагает их к использованию с целью получения дохода. Подлежат ли данные патенты инвентаризации и постановке на баланс организации? Если подлежат, то по какой стоимости их рассчитывать? Аналогичная ситуация с созданными в рамках выполнения договоров секретами производства (ноу-хау)

РИД (изобретение, секрет производства (ноу-хау) подлежат учету в рамках проводимой инвентаризации прав на РИД.

В случае отсутствия перспективы применения РИД в составе продукта/технологии вопрос о постановке данных РИД на баланс организации в качестве нематериального актива решается при одновременном исполнении условий, приведенных в пункте 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.


Вопрос

Инвентаризация прав на РИД организуется в отношении результатов, полученных только в рамках НИОКР. Если РИД получен в результате выполнения работ, которые не являлись НИОКР, такие РИД при инвентаризации не учитываются?

В общем случае РИД создаются при выполнении НИОКР. Если РИД получен в результате выполнения работ, которые не являлись НИОКР, но участвует в формировании портфеля прав на продукт/технологию, то такой РИД учитывается при проведении инвентаризации прав на РИД.


Вопрос

Нужно ли при приведении инвентаризации рассматривать отчетную документацию, созданную в рамках договоров/государственных контрактов, по условиям которых все права на РИД принадлежат Заказчику?

В рамках инвентаризации прав на РИД рассматриваются государственные контракты/договоры, по условиям которых исключительное право на создаваемые РИД принадлежит организации.


Вопрос

Для однозначного понимания отдельных понятий необходимо ввести раздел "Термины и определения". Так по тексту Рекомендаций по проведению инвентаризации прав на РИД (пункты 1 и 2) и распоряжения Госкорпорации "Росатом" о проведении инвентаризации (пункты 1, 2.1 и 3.2.), в Сводной инвентаризационной ведомости ОИС в графе 9 приводится категория «… введение в экономический оборот», а в Сводной ведомости по итогам инвентаризации в графе 6 имеется категория "… введение в гражданский оборот".

Гражданский оборот, по своей сути, является гражданско-правовым выражением экономического оборота. Для нужд проводимой инвентаризации прав на РИД в Сводной ведомости по итогам инвентаризации в графе 6 под количеством РИД, планируемых к введению в гражданский оборот необходимо понимать количество РИД, планируемых к введению в экономический оборот.


Вопрос

Правильно ли мы понимаем, что в ведомости № в-1 , в-2 и в-3 включаются только РИД, выявленные в ходе проведения инвентаризации? Если в ходе инвентаризации не выявлены РИД, то все три ведомости заполняются только перечнем контрактов/договоров?

В ведомость № в-1 вносятся сведения о РИД получившие правовую охрану, исключительное право на которые принадлежит организации, начиная с 01.01.2008 , но не принятые к учету в составе нематериальных активов.

Также в данной ведомости указываются РИД, по которым патенты досрочно прекратили действие и был отменен режим коммерческой тайны в отношении секрета производства (ноу-хау).

В ведомость № в-2 вносятся сведения о РИД, исключительное право на которые принадлежит организации, не принятые к учету в качестве нематериальных активов и по которым поданы заявки на выдачу охранных документов.

В ведомость № в-3 вносятся сведения о выявленных, в ходе проведения инвентаризации прав на РИД, потенциально охраноспособных РИД, исключительное право на которые принадлежит организации, не принятых к учету в качестве нематериальных активов, по которым не поданы заявки на получение охранных документов и не обеспечена правовая охрана в качестве секрета производства (ноу-хау).


Вопрос

Согласно названию ведомостей № в-1 , в-2 и в-3 , в них должны быть указаны РИД не принятые к учету в составе нематериальных активов, то есть не принадлежащие нашей организации, а принадлежащие РФ или другим организациям. Однако в рекомендациях (пункт 7.3.) написано, что указываются "РИД, в том числе при совместном правообладании".

Просим определить, какие именно РИД (по правообладанию) должны быть указаны в ведомостях в-1, в-2 и в-3, и какие РИД должны быть указаны в сводной ведомости.

В ведомостях № в-1, в-2 и в-3 указываются РИД, исключительное право на которые принадлежит организации, проводящей инвентаризацию прав на РИД.


Вопрос

Указывать в каждой таблице только выявленные РИД (как это написано в названиях ведомостей) и, соответственно, только договоры/контракты, в рамках которых эти РИД были получены (первостепенные РИД), или перечислять в каждой ведомости все рассматриваемые комиссией договоры/контракты (см. первый абзац, страница 6 "Рекомендаций по проведению инвентаризации…") и напротив каждого договора указывать РИД при его наличии или оставлять пустую строку, если РИД отсутствует? Если второй вариант, то нужно ли дублировать договор несколько раз, если в его рамках было создано несколько РИД?

В ведомостях № в-1, в-2 и в-3 указываются все государственные контракты/договоры, выполненные в установленный период, независимо от того были ли созданы/не созданы РИД.

Если по государственному контракту/договору имеется несколько РИД дублировать номер и дату государственного контракта/договора необязательно. Информация о РИД заполняется с графы 4 и далее. При отсутствии РИД, графы 4–11 не заполняются.


Вопрос

Сводная инвентаризационная ведомость ОИС (приложение № 1 к распоряжению ГК "Росатом" от 23.05.2019 № 1–1/ 371-Р ) включает в себя информацию по ведомостям № в-1 , в-2 , в-3 и информацию по выявленным исключительным правам на РИД, принятым к учету в составе НМА? Отдельной ведомости на РИД, принятых к учету в качестве НМА, не предусмотрено? Они отражаются только в сводной ведомости?

РИД, получившие правовую охрану и поставленные в организации, до начала проведения инвентаризации, на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов не заносятся в ведомости № в-1 , в-2 и в-3 , а также в Сводную инвентаризационную ведомость ОИС.

Графы 7 и 8 Сводной инвентаризационной ведомости ОИС заполняются в случае, если до завершения мероприятий по проведению инвентаризации прав на РИД, результаты, которым предоставлена правовая охрана и не принятые к учету в составе нематериальных активов, приняты к бухгалтерскому учету.

В противном случае, в графе 7, согласно пункту 7.3.5. Рекомендаций, указывается дата или период времени, к которому планируется осуществить мероприятия по принятию РИД к бухгалтерскому учету, а в графе 8 проставляется прочерк.


Вопрос

В ведомости № в-3 указано — "РИД, по которым не обеспечена правовая охрана в виде объекта авторского права (РИД НТД)". Что означает данный термин?

РИД (НТД) — это зафиксированные в любой объективной форме (материальной, электронной) и на любых материальных носителях отчеты о НИОКР, научно-техническая , предпроектная, проектная, конструкторская, технологическая и иная документация, созданные в ходе выполнения НИОКР по заказу Госкорпорации "Росатом", которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется правовая охрана в качестве РИД и права на которые в соответствии с условиями заключенных договоров (государственных контрактов) принадлежат Корпорации или Российской Федерации, от имени которой выступает Корпорация, единолично или совместно с Исполнителем (Типовой отраслевой порядок обращения с научно-технической документацией, создаваемой в ходе выполнения НИОКР по заказу Госкорпорации "Росатом", утвержденный приказом Госкорпорации "Росатом" от 31.12.2013 № 1/ 1486-П ).


Вопрос

Согласно Рекомендациям по проведению инвентаризации прав на РИД, инвентаризация проводится в отношении РИД, которые не могут являться объектами исключительных прав (технические решения, содержащиеся в документации (конструкторской, технологической, эксплуатационной, ремонтной т.д.); решения, содержащиеся в отчетной научно-технической документации; другая документированная научная техническая информация, зафиксированная на материальных носителях). Следует ли указывать данные РИД как "РИД НТД" в графе 4 ведомости №  в-1 ?

Пунктом 7 Рекомендаций указано, что инвентаризация также проводится в отношении РИД, которые не могут являться объектами исключительных прав.

К данным РИД можно отнести зафиксированные в любой объективной форме и на любых материальных носителях документированную информацию.

Документированная информация, созданная по государственному контракту/договору, содержит данные о технических решениях, решениях и научно-технической информации, которые в процессе проведения инвентаризации выявляются и обеспечиваются правовой охраной, и т. д.

Вместе с тем, документированная информация также может представлять из себя самостоятельный объект для охраны.

Решение об охране данных РИД принимается в случае применения или планирования к применению в составе продукта/технологии.

В графе 4 ведомости № в-1 указываются РИД (НТД) получившие знак охраны авторского права, в отношении которого введен режим коммерческой тайны или получившие правовую охрану в качестве секрета производства (ноу-хау).


Вопрос

Какие именно произведения науки должны быть указаны в ведомости № в-1?

В ведомости № в-1 указываются РИД (НТД) получившие знак охраны авторского права, в отношении которого введен режим коммерческой тайны или получившие правовую охрану в качестве секрета производства ( ноу-хау ).


Вопрос

Вопрос по пункту 7.3.3 Рекомендаций по проведению инвентаризации:

Не понятна информация после слова «Внимание: в данной графе информация в отношении РИД НТД не приводится. Информация о РИД НТД приводится в ведомости № в-1». Но, по нашему мнению, как раз в ведомости № в-3 и должна приводиться информация о так называемых РИД НТД.

РИД (НТД) является объектом авторского права. Для возникновения прав на данные РИД, не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных правоустанавливающих процедур (пункт 4 статьи 1259, пункт 2 статьи 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации) и поэтому информация о РИД (НТД) приводится в ведомости № в-1 .


Вопрос

Необходимо уточнить, что в ведомости № в-1 подразумевается под датой выдачи патента: дата принятия положительного решения в Роспатенте или дата регистрации в Госреестре?

Под датой выдачи патента понимается дата регистрации РИД в соответствующем реестре Российской Федерации.


Вопрос

В графе 9 ведомости № в-1 можно ли вместо прогнозируемого срока указать срок действия исключительного права на РИД?

Согласно пункту 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, срок полезного использования определяется исходя из: 

срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

На основании изложенного рекомендуется при невозможности надежного определения срока использования, указывать актив с неопределенным сроком использования.


Вопрос

В ведомости № в-1 в графе 10 указывается оценочная стоимость РИД. Можно ли в данной графе ставить прочерк при отсутствии данных?

В графе 10 ведомости № в-1 указывается размер стоимости РИД сформированной по итогам инвентаризации.


Вопрос

Можно ли срок полезного использования считать в месяцах?

Пунктом 25 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, предусмотренного, что срок полезного использования выражается в месяцах, поэтому для однообразия представления результатов инвентаризации прав на РИД, срок полезного использования представлять в месяцах.


Вопрос

В ведомости № в-3 отсутствует графа 6. Это техническая ошибка или указанная графа все-таки должна быть? Если "да", то какая?

Отсутствие в ведомости № в-3 графы 6 является технической ошибкой.


Вопрос

Что делать с конструкторской и технологической документацией, методиками, техническими условиями?

Пунктом 7 Рекомендаций указано, что инвентаризация также проводится в отношении РИД, которые не могут являться объектами исключительных прав.

К данным РИД можно отнести зафиксированные в любой объективной форме и на любых материальных носителях документированную информацию.

Документированная информация, созданная по государственному контракту/договору, содержит данные о технических решениях, решениях и научно-технической информации, которые в процессе проведения инвентаризации выявляются и обеспечиваются правовой охраной, и т.д.

Вместе с тем, документированная информация также может представлять из себя самостоятельный объект для охраны.

Решение об охране данных РИД принимается в случае применения или планирования к применению в составе продукта/технологии.

В графе 4 ведомости № в-1 указываются РИД (НТД) получившие знак охраны авторского права, в отношении которого введен режим коммерческой тайны или получившие правовую охрану в качестве секрета производства (ноу-хау). 


Вопрос

Приведите примеры рекомендаций по дальнейшему использованию, охране и урегулированию прав — правильно понимаем, что это, например, оформить РИД как секрет производства (ноу-хау), зарегистрировать права на программное обеспечение или что-то иное/дополнительное?

В графу "Рекомендации по дальнейшему использованию, охране и урегулированию прав" ведомостей № в-1, в-2 и в-3 инвентаризационной комиссий вносятся рекомендации по применению организацией в отношении имеющихся и выявленных РИД способов правовой охраны, предложения об изменении их правовой охраны, варианты использования и урегулирования прав на них.

Например:

 — в части предоставления правовой охраны:

"Осуществить правовую охрану РИД в соответствии четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации";

"Целесообразно оформить заявку на выдачу патента на изобретение (полезную модель, промышленный образец)";

"Осуществить правовую охрану в качестве секрета производства ( ноу-хау )";

"Целесообразно оформить заявку на выдачу регистрационного свидетельства на программу для ЭВМ";

"Подать заявку на получение охранного документа в соответствии четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации и/или в иностранных государствах";

"Осуществить охрану информации, содержащуюся в научно-технической документации в соответствии с нормами Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне";

 — в части изменения состояния правовой охраны:

"Оформить заявку на выдачу патента на изобретение (полезную модель, промышленный образец) на техническое решение "…", охраняемое в качестве секрета производства (ноу-хау);

"Правовая охрана осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации";

"Рекомендовать прекратить поддержание в силе патента на изобретение (полезную модель, промышленный образец)";

 — в части использования РИД:

"Использовать РИД в хозяйственной деятельности Организации (изготовление продукции, ремонт оборудования и т. д. )";

"Внедрить РИД…";

"Рекомендовать заключить лицензионный договор (договор об отчуждении исключительного права) на право использование РИД с другими организациям".

Урегулирование прав на РИД — например, в рамках инвентаризации прав на РИД установлено, что исключительное право на РИД закреплено неправомочно, т. е. в соответствии с условиями государственного договора/договора исключительное право на РИД принадлежит Заказчику, а согласно правоустанавливающим документам исключительное право на РИД закреплено на Исполнителем. В данном случае дается рекомендация об урегулировании прав на РИД.

Вопрос

Почему в Сводной ведомости по итогам инвентаризации нужно заполнять более одной строки?

Наличие в Сводной ведомости по итогам инвентаризации более одной строки для заполнения является технической ошибкой.


Вопрос

Инвентаризационные ведомости, по сути, будут представлять сводную информацию, о том в каких направлениях организации отрасли работали в последнее десятилетие и в каких направлениях ведутся перспективные разработки, в рекомендациях по проведению инвентаризации возможность отнесения инвентаризационных описей к сведениям составляющих "Коммерческую тайну" и "Служебную тайну" не определена.

Согласно требованиям пунктов 6 распоряжения Госкорпорации "Росатом" от 23.05.2019 № 1–1/ 371-Р и Рекомендации, организациям при проведении работ по инвентаризации прав на РИД требуется исключить использование сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации, и обеспечить выполнение требований НПА Российской Федерации и локальных нормативных актов Госкорпорации "Росатом" по защите иных сведений ограниченного доступа.

Рекомендуется при передаче информации об итогах инвентаризации прав на РИД пользоваться ведомственными информационными системами, а также при необходимости (определяется владельцем информации) присваивать данным сведениям гриф "Коммерческая тайна" или "Для служебного пользования".

При направлении сведений иным способом к сопроводительному письму прилагается диск CD-R /DWD с записанной на нем информацией.


Вопрос

В Рекомендациях по проведению инвентаризации указано, что инвентаризационные ведомости готовятся в 3-х экземплярах. Требуется ли представление сканов инвентаризационных ведомостей и исходных файлов в редактируемом виде?

Заполненные в установленном порядке инвентаризационные и сводные ведомости организации представляют в виде скан-копии и исходных файлов в редактируемом виде в формате.xlsx. Способы направления информации указаны в ответе на вопрос № 40.


Вопрос

Целесообразно ли проводить стоимостную оценку всех РИД или достаточно по результатам проведенной инвентаризации выбрать РИД, имеющие перспективу введения в гражданский оборот и рекомендуемые к стоимостной оценке?

К бухгалтерскому учету рекомендуется принимать РИД, применяемые или планируемые к применению в составе продукта/технологии. Вместе с тем, организациям предлагается использовать льготу по налогу на прибыль организации, предусмотренную подпунктом 3.6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.


Регистрация

*Обязательные поля

Уже есть аккаунт? Авторизируйтесь



Скачайте мобильное приложение «Битрикс24»

Перейти в браузере

Регистрация

Ваша заявка принята!

Мы уведомим вас о результатах рассмотрения вашей заявки по адресу электронной почты, указанной вами.

Регистрация

Произошла ошибка

Пожалуйста, пройдите процесс регистрации заново.

Ошибка отправки!

Приносим свои извинения. Пожалуйста, попробуйте отправить Вашу заявку позже.